Секреты личной эффективности и карьерного роста руководителя

Для успешного руководителя личная эффективность является одним из ключевых качеств. Потому что без личностного роста карьерный рост невозможен. Этим двум взаимосвязанным составляющим самореализации и посвящен третий модуль программы «Школа Эффективного Руководителя».

Три шага к личной эффективности

«Чтобы написать две строчки — какую же карьеру я действительно хочу, нужно много поработать над собой», — говорит ведущая тренинга Таисия Василишина.

Таисия предлагает участникам школы простой алгоритм — 3 шага на пути к повышению личностной эффективности:

1. Осознать

2. Принять

3. Изменить

Первый шаг — это осознание того, что происходит, причем не во внешнем мире, а в вас самих. Только зная, что творится внутри нас, мы можем что-то изменить. Осознание является очень сложным процессом, требующим усердной работы, готовности столкнуться с собственными недостатками лицом к лицу и решимости преодолеть их.

Процесс самосовершенствования не имеет границ. Руководители, которые научились ставить себе развивающие цели и достигать их, никогда не перестанут это делать

Осознать собственные проблемы и недостатки — не значит их просто озвучить. Процесс осознания включает в себя также понимание, как именно и в чем проблемы мешают личному развитию; и чего не хватает для достижения цели. Участники школы получили коучинговые инструменты осознания, которые помогут им в дальнейшей работе по достижению целей.

Второй шаг — принятие. Большинство стратегий и способов разрешения проблем в западной цивилизации состоят, как правило, из двух этапов. Первый — распознать проблему, второй — проблему решить. Диагноз и терапия. Второе идет сразу же за первым, никакой паузы, никакой передышки. И человек страдает не только из-за конкретной ситуации, но еще и от неспособности моментально ее улучшить.

Таисия Василишина, генеральный директор компании «ТОП АкадемиЯ», консультант по управлению,бизнес-тренер, коуч

Совершенно иной и гораздо более благотворный подход заключается в том, чтобы для начала принять то, что представляется нам проблемой. Принять и осознать: что-то пошло не так,что-то нас печалит, какие-то отношения или события развиваются вопреки нашим идеальным представлениям. Странно, парадоксально, но факт: такой подход — это первый шаг к решению проблемы. Он вовсе не означает покорность и смирение. Вовсе не означает, что мы должны сложить руки.

Следующий за ним этап — это изменение и улучшение ситуации. Но пока мы конфликтуем с чем-то внутри себя, пока не хотим что-то принимать или принимаем в штыки, у нас нет правильной внутренней энергии, которую мы могли бы направить на благотворные перемены. Мы будем стараться обойти проблему, сбежать от нее, прикрыть или замаскировать ее. Принятие и наблюдение за тем, что нам мешает, за тем, что, согласно нашей внутренней концепции, определенно должно выглядеть иначе, принятие того, что нам не нравится, — сложнейшее действие на пути к зрелости личности руководителя.

Алгоритм повышения личной эффективности: осознать — принять — изменить

Третий шаг — изменить. Cамо собой разумеется, теперь речь пойдет о том, как улучшить ситуацию, в которой мы находимся, решить проблему, одним словом, что-то изменить. И если вы сознательно сделали первые два шага, то есть действительно осознали, что с вами происходит и приняли это таким, как оно есть, перемены и решение проблемы (если и то и другое в принципе возможно) дадутся вам легче, произойдут быстрее и естественнее. Правда, действовать надо будет все равно осторожно и постепенно.

Таисия Василишина обратила внимание участников на важные вещи: «Не забывайте: у вас всегда есть две „гайки“ — внешняя и внутренняя, — которые вы можете закрутить, то есть две предпосылки к тому, чтобы что-то изменить. Иногда необходимо взаимодействовать с внешним миром, что-то в нем менять. Но иногда удается изменить и внутреннюю установку, перспективы, иначе подойти к своей работе».

Ирина Подгорная, бизнес-тренер, коуч, консультант по управлению компании «ТОП АкадемиЯ»

Участники на практике проработали инструменты, которые помогут им в дальнейшей работе над собой и в построении карьеры. Они научились менять перспективу: рамку проблемы менять на рамку результата. Узнали, как управлять стрессом и как менять привычки. Как делать так, чтобы всегда было много сил для работы, семьи, хобби и других важных событий в жизни.

Карьера

Рассказывая о карьерном росте, Ирина Подгорная подчеркнула, что для того, чтобы стать руководителем, необходимо в первую очередь мыслить как руководитель.

Тренер выделила два типа карьерного роста — горизонтальный и вертикальный.

Вертикальный карьерный рост подразумевает рост от специалиста — к руководителю среднего звена; от руководителя среднего звена — к топ-менеджеру или собственнику компании. Если линейный руководитель управляет процессом, то топ-менеджер управляет компанией, людьми и процессами в том числе. Это разные должности с различными компетенциями, требующие различного подхода.

Руководитель должен выходить за рамки зоны комфорта, развиваться; быть публичным человеком, ведь именно он транслирует социуму, какую компанию он представляет

Горизонтальный карьерный рост предполагает переход с одной руководящей должности на другую.

«Например, вы работаете в своей компании руководителем отдела PR, — рассказывает Ирина Подгорная. — Но вы решили, что эта область вам больше не интересна, вы ее познали. Вы можете работать руководителем отдела продаж, например. Это такая же позиция в вашей компании, но меняется зона ответственности, подчиненные; необходимо выстраивать новые взаимоотношения, это тоже развитие карьеры».

Первое правило эффективного руководителя, которое озвучила ведущая: никогда не переставать учиться.


«Если руководитель считает, что он всего добился, он возвращается в свою зону комфорта, — говорит Ирина Подгорная. — А мир продолжает меняться. А если я не развиваюсь, что я могу дать подчиненным как руководитель? Где же инновации? А без этого сейчас компания никак не станет лидером».

Руководитель должен выходить за рамки зоны комфорта, он должен развиваться; быть публичным человеком, потому что именно руководитель транслирует социуму — своим конкурентам, поставщикам и партнерам — какую компанию он представляет. «Если руководитель считает, что он всего добился, — отметила Ирина Подгорная, — это уже начало пути назад».

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ТРЕНЕРАМИ

«Т»: Что необходимо руководителю для того, чтобы быть успешным?


Ирина Подгорная, бизнес-тренер, коуч, консультант по управлению компании "ТОП АкадемиЯ"

И.П.: Этот человек должен мыслить стратегически. Необходимо сразу же менять мышление. Определить для себя, каким руководителем я хочу быть? В мире все строится по принципу: быть — делать — иметь. Человек должен ответить для себя на вопросы: что я хочу? Каким я должен быть для этого? Что я должен делать, чтобы построить карьеру своей мечты? И когда у меня есть карьера, что мне дальше нужно делать?

Также необходимо обладать лидерскими компетенциями. Ведь можно говорить «руководитель», а можно говорить —«руководитель-лидер». Кем я себя позиционирую? Я просто руководитель, который выполняет оперативное управление? Или я руководитель-лидер, который ведет, и за которым идут? Это абсолютно разные компетенции.

И, конечно, гибкость. «Вижу цель — не вижу препятствий», — это хороший лозунг, но эффективен он в сочетании с гибкостью и высоким уровнем эмоционального интеллекта.


Таисия Василишина, генеральный директор компании "ТОП АкадемиЯ", консультант по управлению, бизнес-тренер, коуч

Т.В.: Кроме того, эффективный руководитель должен быть актуальным. Мир стремительно меняется, и руководителю необходимо это осознавать. Быть актуальным — значит меняться постоянно. И, прежде всего, менять себя внутри.

Руководитель должен быть актуальным для всех, и сам для себя — в первую очередь.

«Т»: Как быть актуальным?

Т.В.: Сейчас в нашем мире необходимо обладатькаким-то невероятным уровнем эмоционального интеллекта. Давно доказано, что высокий уровень умственных способностей, или IQ, вовсе не является гарантией успеха в бизнесе и в карьере. Если руководитель обладает высоким уровнем IQ, но его эмоциональный интеллект, или EQ, не сформирован, вряд ли он достигнет выдающихся вершин в деловой и профессиональной сферах.

Руководитель должен осознавать прочную связь, существующую между его эмоциональными способностями и более широким определением успеха, которое охватывает работу, семейные и личные взаимоотношения, популярность в обществе и физическое благополучие.

Во время обучения в нашей Школе Эффективного Руководителя участники узнают о том, как развивать свои способности понимать, осознавать и контролировать свои эмоции, а также «читать» чувства других, а значит, управлять ими.

Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю быть актуальным. В мире уже произошли громадные изменения и еще большие наступят в самое ближайшее время. Наибольшими шансами добиться успеха обладают руководители, быстро овладевающие новыми идеями и методами работы, которых не пугают изменения. Это те люди, которые способны быстро перестраиваться в новых условиях и настойчиво ищущие эффективные пути достижения цели.

«Т»: Какую цель ставит перед собой Школа Эффективного Руководителя?

Т.В.: Наша главная задача — сосредоточить участников на их сильных сторонах и наметить зоны дальнейшего развития управленческих качеств. Проработать и оценить менеджерские компетенции каждого участника. Мы даем руководителям эффективно работающие инструменты управления, которые помогут им в укреплении их позиции. К концу школы каждый участник формирует свой личный план развития управленческих качеств, который он уже начинает внедрять за время обучения в школе.

И.П.: Мы помогаем участникам строить карьеру. Многие из руководителей непосредственно на школе формируют четкое представление о том, какая именно карьера им нужна.

«Т»: Как не остановиться? Как продолжать развиваться, даже когда кажется, что ты уже достиг желаемого?

И.П.: Процесс самосовершенствования не имеет границ. Руководители, которые научились ставить себе развивающие цели и достигать их, никогда не перестанут это делать. Достигнув одной цели, они уже работаю над другой.

Иногда мы все можем оказаться в каком-то смысле в «болоте». Что подразумевается под «болотом»? Внутреннее болото — это, конечно же, метафора, означающая прекращение развития. В нашей школе есть отдельная тема, посвященная этому. Часто мы являемся свидетелями того, как участники с удивлением вдруг обнаруживают для себя, что они находятся в «болоте».

Таких болот мы выделяем четырнадцать видов. Чаще всего руководители обнаруживают себя в «болоте» трудоголизма и перенапряжения. Они очень много работают и в гонке за результатом сосредотачиваются исключительно на процессе. В таких случаях важно подниматься над ситуацией и анализировать «где я и что здесь делаю?», «а туда ли я бегу?» и т. д. Важно осознать свою ситуацию, принять ее и начать изменять.

«Т»: После завершения третьего, последнего модуля «Школы», что вы можете рассказать о своих впечатлениях?

Т.В.: Нас порадовало то, что 70% людей, которые пришли на первый модуль, дошли до третьего. Это говорит об актуальности программы и о качестве нашей работы.

Огромной популярностью пользуется первый модуль, «Лидерство». Второй модуль посвящен оперативному менеджменту. Он очень информативный, в нем участники осваивают много различных практических инструментов управления. Я проработала более 8 лет топ-менеджером в крупной иностранной компании. Тот опыт, который мне удалось оттуда вынести, я с радостью передаю нашим участникам.

Изюминкой нашей школы мы сделали изучение психологических типов личности — как руководителя, так и подчиненного. Изучение коммуникации«руководитель-подчиненный» в связке с психологическими типами, как признаются сами участники, значительно расширило их кругозор.

«Т»: Почему вы решили выстроить программу именно так?

Т.В.: Исходя из собственного управленческого опыта. Формально я стала руководителем, имея в арсенале психологическое образование, степень МВА и предыдущий опыт со всеми инструментами управления. Но по-настоящемуруководителем я стала только после того, как стала лидером в своей команде.

Поэтому первый модуль школы посвящен именно лидерству. Затем участникам важно получить управленческий инструментарий, который даст возможность работать более эффективно. Этому посвящен второй модуль «Оперативный менеджмент».

И только на третьем модуле мы даем тему карьеры. К этому времени участники уже совершенно иначе к ней относятся. Именно тогда у них уже созревает конкретное решение о том, какую именно карьеру они хотят построить, и у них формируется осознанный план ее достижения.

«Т»: Что приобретут выпускники Школы эффективного руководителя после ее завершения?

Т.В.: Это три конкретные вещи:

  • — во-первых, расширенное представление, что собой представляет профессия «руководитель-лидер»,
  • — во-вторых, «чемоданчик» инструментов для оперативного менеджмента
  • — и в-третьих, конкретный план личностного и профессионального развития.

А если отвечать на ваш вопрос философски, то однозначно они приобретут нового себя!