Зачем развивать Эмоциональный Интеллект?

Интервью с основателем компании «Дети-Академики»  Мечетиной Еленой

Почему все довольно резко изменили ход своей жизни и занялись развитием эмоционального интеллекта у детей?

Видно время пришло. Каждый знает, что когда оно приходит, все меняется кардинально и безвозвратно. 10 лет в кадровом менеджменте -достаточно, чтобы реализоваться в этой сфере.  Первого ребенка я родила в 34 года. Это был мой выбор, начать новую жизнь. Я занялась детьми и их развитием. Все вылилось в собственную компанию, которая занимается развитием эмоционального интеллекта у детей.

Что такое эмоциональный интеллект? Определений много, если по-простому, то это  4 компонента: способность человека понимать и называть те эмоции, которые он переживает (идентифицировать), способность управлять эмоциями и наконец,  понимая себя,   понимать, что чувствуют другие люди и  эффективно управлять взаимодействием с другими людьми.

Как его измерить? Зачем его развивать? Есть много тестов, но  в отличии от теста Айзентка, который измеряет IQ и признан во всем мире, аналогичного теста EQ нет. Но вы всегда сможете отличить человека с высоким IQ.  Он умеет общаться, взаимодействовать и эффективно строить процесс коммуникации. Как правило, он  в контакте с большим количеством людей. Да, и еще я заметила, что люди с высоким IQ почти всегда в хорошем настроении, это не значит, что они не испытывают негативные эмоции, они просто умеют с ними быстро  справляться и не застревают в них.

Зачем его развивать? Вот как раз за этим. Не так давно Далай Лама высказал замечательную мысль о том, что   духовной практикой следует считать все, что ослабляет деструктивные эмоции. Т.е. другими словами, развитие эмоционального интеллекта это не только умение адаптироваться в обществе и эффективно строить коммуникацию, но еще и духовный рост. Я думаю по совокупности всех этих причин, эмоциональную компетентность или эмоциональный интеллект следует развивать раждому.

Можно ли это в принципе (если ребенок родился, например, ярко выраженным интровертом)?

Это возможно для всех, т.к. эта функция (как в компьютере) предусмотрена для всех. Однако на развитие эмоционального интеллекта огромное влияние оказывает воспитание в семье. Трудно работать с детьми в детских домах, у них низкий эмоциональный интеллект и как следствие низкий и социальнгый интеллект (есть еще и такой). Но развивать можно и таких «трудных» деток. Сензитивный период для развития ЭИ ребенка  6-12 лет, но ЭИ можно и нужно развивать в течении всей жизни. Это здорово, что есть такая возможность!

Что вы думаете о существующих методиках, которые применяются в российских д\с и школах?

Все страшно устарело. Дети рождаются другие, на них это не работает. Но школа не в состоянии предложить ничего нового. Поэтому идет необратимый процесс: дети разрушают школу – школа разрушает детей. Скажу кратко. Должна измениться парадигма обучающая в школе. Она должна быть ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ. В процессе которой дети добывают знания. Тогда она не убивает творчество. Это потребует изменение системы, переподготовки педагогов или даже замены 70-80% педагогического состава. Современное же обучение поселяет в детях страх ошибки на всю жизнь,  неуверенность и недоверие к самим себе, навязывает абсолютно бесполезные знания. Возможно, это устраивает наше государство. В противном случае реформу  уже давно бы начали в направлении развития детей, а не подавления.

Сейчас много говорят о новом поколении, как о совершенно особенном. Нет ли в этом преувеличения? В чем проявляются эти кардинальные различия между современными родителями и их детьми?

Да, они особенные. Да Вы и сами это замечаете, замечают учителя, замечают работодатели. Этих детей трудно мотивировать известными нам способами. Многие из них более целостные и волевые. Они быстро мыслят и живут в виртуальной сети. К сожалению не очень хорошо умеют общаться. Легко обесценивают  то, что для нас было ценностью. Могут легко разрушать и легко созидать. Вообще они относятся ко всему намного легче, чем мы. У них нет такого количества страхов как у нас. И для них важны возможности и широкий горизонт.

Какие главные психологические проблемы вы наблюдаете в отношениях современных родителей и детей?

Непонимание ( и часто нежелание понимать) своих детей – это со стороны родителей. Есть определенные ожидания у родителей нашего поколения по отношению к своим детям, но дети их не оправдывают. На смену ожиданиям часто приходит разочарование и отчаянье.

Если говорить о проблемах, то часто приходят родители, которые многое упустили в воспитании, попустительствовали и как итог потеряли контакт с ребенком, в такой же ситуации находятся и те родители которые чрезмерно контролировали ,жестко отстраивали своих чад,  здесь протест, и ,как следствие- потеря контакта, происходит уже в подростковом возрасте.

Как их можно решить?

Доверять, больше общаться и проводить вместе времени,с самых маленьких лет спрашивать мнение ребенка и приучать его идти внутрь себя, доверять самому себе. Познавать себя. Разрешить и поддерживать в нем интерес к этому путешествию внутрь себя.

Что вы отвечаете на «Нас же вырастили как-то и ничего! Хорошо живем, и папе с мамой, да школе спасибо говорим»?

Я отвечаю : Мы с Вами – да, а они другие. Они пришли в это мир уже другими. Возможно для того, чтобы мир стал лучше. Вы допускаете, что этот мир может быть лучше? Тогда вероятно и нам с Вами придется потрудиться. Вырастить и воспитать такого ребенка это большой труд. В процессе этого труда вы трансформируетесь тоже. Да, ребенок вас изменит. И, вероятно, он уже это делает, если Вы начинаете себе задавать вопросы.

Чем мотивируются дети, живущие в обеспеченных семьях в мегаполисе?

Тем же что и все остальные, живущие во всем мире – интересом. Внимание ребенка идет туда, где возникает интерес.  В мегаполисах огромный  интерес к всевозможным гаджетам  и виртуальным сетям для подростков сейчас социальные сети – это все. Но! Новое поколение обладает огромным потенциалом творчества (еще не до конца задавленного системой образования), поэтому среди них много будет талантливых творческих личностей. Важно направлять внимание детей не только на телевизор, компьютер и всевозможные игры. Учить надо жизни и показывать жизнь во всем ее многообразии, давать возможность делать выборы, совершать ошибки и таким образом адаптироваться к существующей жизни , вставать на свои ноги и крепко на них стоять. От родителей это требует самого главного ресурса, который всегда у них в дифиците – времени!

Кто такие возможники? Могут ли родители-«невозможники» воспитать возможников?

Возможники это те, про кого психологи говорят, что у них  сильна метапрограмма  «…К». К слову сказать в нашем поколении часто звучит противоположная метопрограмма «…ОТ»  В нас живут страхи от предыдущих поколений, переживших многие драматические события. В достижении цели мы часто руководствуемся мотивацией ОТ: уйти от  безденежья, ОТ нестабильности, ОТ голода, и т.д. Мы часто говорим: Я НЕ ХОЧУ , чтобы было ….».» Возможники» используют другие конструкции : «Я ХОЧУ чтобы было…» У них есть цель и они к ней идут. Их не останавливает ни что.  Страх осознан и не звучит в них, они научились с ним справляться, он им не диктует. Не удивительно, что это люди с высоким эмоциональным интеллектом. Они видят возможности в этом мире, вместо того, чтобы конкурировать.

Возможно ли, чтобы у невозможников родился возможник. Да, вполне. Но вероятно  в его жизни должен быть кто-то еще, значимый взрослый, педагог,который поможет раздвинуть привычные «наследственные» рамки , что в итоге позволит осознать ребенку себя по-другому. Получить новый опыт. Научит по-другому мыслить, по-другому работать со своими негативными эмоциями.

Что обязательно должен знать каждый родитель о своем любимом чаде?

  1. Позвольте ребенку  быть собой
  2. Важно помнить следущее:Что в ребенка не вложено, то не развивается
  3. И самое главное: Если человек не прошел науку добра, то остальные науки ему только во вред.

Как вас изменил ваш материнский опыт?

Глобально! На 180 градусов. Но это лучшая трансформация в моей жизни. Кроме изначального стремления  к Результату в мою жизнь пришла большая любовь к Процессу, к  тому что я делаю. Не говоря уже о том, что я сама изменилась: стала более организованной во времени, более четкой и конкретной, бесконечно терпимой к людям, вернула себе забытую способность смотреть на мир глазами ребенка. Помогать родителям понимать своих детей.   И самое поразительное – развилась Интуиция – когда трое детей и два бизнеса нужно быстро принимать решения. Заметила , что выборы стала делать мгновенно и безошибочно. Думаю, что это еще не все подарки моей трансформации, некоторые еще на подходе, я это чувствую.